Ралли «Пено-2012». Хождение по граблям?!

Много впечатлений оставила эта гонка. Тут была и горечь поражения и радость локальных побед… Запасайтесь терпением, мне есть что рассказать.

Тяжелая подготовка к гонке

Но начать свое повествование придется, переместившись во времени на пару недель назад, в понедельник, первый день после прошедшего этапа Кубка, ралли «Золотые купола».

Как вы помните, гонка закончилась обидным сходом по электрике, виной которому был назначен датчик положения дросселя. Зная, что для подготовки к гонке в Пено остается максимум полторы недели, мы оперативно взялись за дело. Уже в понедельник мы с Алексеем Долговым, известным ярославским мотористом, прочитали ошибки контроллера, свидетельствовавшие об ошибке датчика положения дросселя. Кроме того, онлайн диагностика показала, что если пошевелить датчик, то он начинает показывать ерунду.

Казалось бы, проблема решена. Заказали новый датчик. Экзист как обычно продинамил со сроками, и только в субботу мы смогли его поставить на машину. Пока ожидали запчасть, я занимался тем, что восстанавливал последствия приземления после прыжка на Сильницком трамплине. Буквально из кусочков собрал бампер с помощью традиционного набора – заклепки и стяжки!

Кроме того, пришлось выточить новые болты для заднего амортизатора – они хитрые, поэтому без токарных работ не обойтись. После замены датчика снова пригласил Алексея с его диагностическими способностями посмотреть, настроить машину. Маньетти Марелли — это те ребята, которые сделали датчик, похоже крепко выпили перед его производством, ибо даже при закрытой заслонке контроллер считал, что она открыта на 4%. Устранили, поехали на лед, чтобы погонять ее в боевом режиме. Буквально на втором круге, проявились проблемы, которые были на гонке в Ростове. Снова эффект отлива. Альфометр говорит о резком обеднении смеси. Компьютер рисует гигантских «петухов», что говорит о том, что насос в эти моменты хватает воздух… Все-таки мое первоначальное предположение про насос было не беспочвенным. До выезда в Пено каких-то пару дней, а мы откатились на неделю назад в решении проблем. Не радостно.

Вынимаю насос, изучаем заборник, превентивно меняю насос на новый. Кое-что подправляем с клапанами в заборнике. Собираю и снова на лед, наматывать круги. Топлива меньше трети, но указатель отказывается работать… мистика какая-то… Проблему эту так и не удалось решить, кстати. На льду проезжаю 5-6 кругов, все работает как часы. Ни намека. Ликую! Финальный круг и обратно, в гараж, собираться. Завтра погрузка и выезд. Но на финишной дуге мотор отключается. Приехали. Мало того, он вовсе отказывается заводиться. Не похоже на то, что было раньше!

Ромка Катунин стучит по реле бензонасоса (на самом деле оно хитрое, там не только насос, но и ЭУР, вентиляторы и т.п.), и, вроде, машина оживает. Катаюсь еще несколько кругов. Проблема не проявилась. Похоже действительно на реле. Надо ли говорить, что в наличии таких штук в Ярославле не бывает? ;) Времени за полночь уже, оставляем решение проблемы на утро пятницы.

Пятница, день выезда в Пено. Переделываем схему так, чтобы цепь, в случае проблем, работала через другие реле. Времени хватает лишь на небольшой тест. Пора уже грузить машину на прицеп и стартовать. Состояние удрученное. Очень не хочется отмотать кучу верст и получить полный ворох проблем на первом же допе, да и не профессиональный подход на самом деле. Но делать нечего, назад пути нет, русские не сдаются, да и, в конце концов, какие мы профессионалы? Энтузиасты в лучшем случае!

В 22:00 папа и Олег, наши верные соратники и наша опора, стартуют на техничке с прицепом в Пено. Им предстоит 550 ночных километров по не самым лучшим дорогам Тверской и Ярославской областей. Забегая вперед, скажу, что им еще пришлось в дороге ремонтировать прицеп. Открутились три болта из четырех на дышле. Но мы же гоночная команда, у нас есть и болты, и ключи в техничке. Ремонт занял каких-то 15 минут.

Мы же с Ромкой еще должны сами собраться, попрощаться с семьями. Выехали только в полночь.

Обогнали наших уже под Тверью и помчали дальше, нам нужно как можно раньше приехать в Осташков, чтоб успеть хотя бы пару часов поспать перед ознакомлением с трассой.

Мы в Пено уже второй раз и, конечно, в этом есть большой плюс – известны места проведения Технической инспекции, штаба ралли и расположения спецучастков, что экономит немного времени.

Гонка крайне компактная. Перегонов между СУ – минимум. В этом году в Кубке всего лишь два прохода на ознакомлении, с одной стороны, это сокращает время, но с другой — качество стенограммы у неопытных или малоопытных экипажей непременно страдает. Направление “допов” сменилось по сравнению с прошлым годом, поэтому для нас это фактически новый этап. Тем не менее, стенограмма получилась весьма неплохой. Опыт приходит, наверное? :)

Трасса была подготовлена великолепно! Очень быстрая, правда, один из спецучастков заканчивался зрительской зоной. Задумка отличная, но реализация не позволяла ехать там быстро и красиво, без риска испортить автомобиль и закончить гонку прямо там. Узко, крайне скользко и мороженые комья грунта по краям. Это не считая трамплинов, которые после Сильниц я вообще зарекся прыгать ;) Решено, что тут придется «протошнить» в ущерб имиджу. Зрители ведь могут подумать, что раз тут «тошнят», то и везде едут так же.

Короче говоря, в 13:00 мы уже были на технической инспекции, где папа и Олег уже разгрузились, но тщетно пытались завести Саксу. Похоже, только я умею это делать, магически подергивая педаль при старте. Запасные свечи решили проблему. Техническую инспекцию прошли быстро и без каких-либо проблем. Иногда кажется, что это профанация. Зачем смотреть омологацию на одежде, если завтра на старте ее никто не проверит, и я могу что угодно подменить? Безопасность, конечно, превыше всего, но что мешает посмотреть каркасы сразу у всех машин и отпустить людей отдыхать? Хотя, наверное, это проблемы экипажей любителей, а в нормальных профессиональных командах это обычный рабочий день, и их все устраивает… До гостиницы добрались уже около 20 вечера. Первый полноценный ужин за день и отдыхать.

Утро воскресенья. Гонка

Погода – около 13 градусов мороза, солнышко. В парк сервиса приехали среди первых. Заняли места на всех наших ярославцев. В ожидании старта удалось весьма неплохо поспать.

На перегоне до СУ1 пытаюсь почувствовать поведение машины, эта-то часть не прописана, поэтому в одном месте визуально неверно оцениваю поворот и цепляю левой стороной бруствер, чем сильно пугаю Ромку. Я бы тоже напрягся от такого. Но, главное, выводы сделаны. Первый доп мало того, что длинный – 20 км, так еще и регрупинг по нему будет проводиться.

Небольшое пояснение для тех, кто не в курсе, что это. Первоначально места распределяются Андреем Клещевым, секретарем комитета ралли, который по собственной методике ведет скоростные рейтинги гонщиков. Позиция весьма важна и существенно может влиять на исход гонки в целом. В конце канала ехать плохо: портится покрытие трассы, возможны “затыки” из-за аварийных машин. Обычно такой порядок старта длится до первого регруппинга, на котором, как, думаю, уже стало понятно, порядок старта формируется из фактических результатов экипажей на этой гонке. Его могут проводить по результатам секции, пары допов или одного допа, как в этот раз.

Поэтому очень важно мчать с первых километров, раскатываться негде, да и соперники сильные.

Стартуем на СУ1, уже есть весьма существенная колея. И это скорее плюс. Едешь как по рельсам, думать не надо. Шутка. Первую треть “допа” вкатываюсь в покрытие. Разница с прошедшей гонкой в Ростове существенная. Намного быстрее и, вообще, все как-то по-другому. Несколько неприятных ситуаций, в некоторых местах перестраховки больше чем нужно, но в целом – ОК! А самое главное, машина – ОК. Тьфу-тьфу!

Результат: вторые в классе. Хуже, чем у Скрипникова на 6 секунд, но лучше, чем у Кондрашова на 15,9 сек. Но у Лотвинова на 40 секунд лучше!!! Я к тому моменту думал, что он тоже у нас в классе едет. Позже выяснил, что была ошибка в предварительных протоколах, и он в двухлитровом классе. Однако, конечно, это не отменяет его «космического» результата. Так это я про Щербакова не знал, у того еще на 5 секунд быстрее Лотвинова получилось. Невероятно! как так можно ехать?!? Точнее, понятно, как именно это выглядит, но непонятно пока, как этого достичь…

СУ2. Чуть более короткий доп, 14 км. Легендарное Корено. Самый узкий спецучасток по лесу. Если кто-то встанет, есть риск «заткнуть канал», остальным будет банально не объехать. Конечно, в этом году это не так сильно выражено как в прошлом, но тем не менее. В прошлом году он был шириной с корпус автомобиля и полуметровыми сугробами по краям. Особенность, на мой взгляд, заключается в том, что тут очень важно не выскочить из колеи, потому что ловить машину фактически негде – ее сразу начинает утягивать в сугроб, и отловить крайне сложно.

Стартуем, мчим, едется не сказать что очень просто, но весьма надежно, не считая нескольких эпизодов, когда в «трешках» вылетала передача, а мне ее нечем даже было подоткнуть на место, ибо вы это время занимался тем, что «немного» крутил руль. Еще выяснил на финише допа, что оборвало болт заднего амортизатора, того самого, что в Ростове на трамплине пострадал.

Результат: вторые в классе. Проиграли Скрипникову 6,8 секунд. Но выиграли у Кондрашева около 40 секунд. У него какие-то технические проблемы, вроде бы тормоза. На Лотвинова даже и не смотрел уже, чтобы не огорчаться. Результат говорил о том, что темп по сравнению с лидером я снизил, но это действительно было похоже, глядя на нашу езду.

СУ3 – тот, который с зрительской зоной. Планирую прибавить немного, чтобы была возможность в конце допа, на этой самой зрительской зоне, немного “протошнить” и поберечь машину. Оказывается, такую стратегию выбрал не только наш экипаж!

Но практически на третьем повороте от старта, Саксик преподносит «сюрприз». Повторение Ростова. Машина то реагирует на газ и начинает разгоняться, то ровно наоборот. Настроение в минус. Понимаю, что с такими проблемами не только гонка проиграна, но и заезжать в зрительскую зону попросту опасно. Если встанем там, то объехать нас будет негде. С такими мыслями едем СУ3. Рома даже и не читает стенограмму уже… Пару раз останавливаюсь и глушу машину, отключая массу, надеясь на «глюк» в системе управления. Но чудо не происходит. По ощущениям, уже скоро должен появиться идущий за нами Закурдаев. Готовлюсь его пропускать и не хочу создавать своим шлейфом ему проблемы. Еду не по траектории, прикованный к зеркалам. Вот и он промчал. Тем не менее, добравшись до зрительской зоны, решаем ехать через нее. После этого СУ будет перерыв, и лучше мы там подумаем, что делать дальше, и пока не будем отказываться от борьбы. В конце концов, даже слив этот доп, мы имеем есть еще два для того, чтобы хорошенько потренироваться, если решим проблему.

Финишируем СУ следом за Закурдаевым. А это значит что как минимум +2 минуты к его отставанию от лидера. О подиуме можно забыть.

Первая секция закончилась. Нас ждет большой перерыв и регрупинг. Решаем залить полный бак и попробовать поехать дальше. Будут проблемы – оформим сход. Вторая секция короче первой и, если проблема действительно с уровнем топлива, значит, есть шансы дотянуть до финиша без проблем. Болт амортизатора меняем на новый. Благо их в запасе куча. В этом была ошибка, связанная с недостатком подобного опыта, пожалуй. Надо было ставить запасной бильштайн, даром, что он хуже. Потому что просто так болты не теряются. На первом же СУ второй секции мы снова его оборвали. Похоже, амортизатор подклинивает и от удара ломается болт.

В перерыве посмотрели времена. Выяснили, что мы в текущей ситуации четвертые. И это несмотря на безобразный результат на СУ3. До третьего места реально дотянуться, если ехать хотя бы в таком же темпе. Что ж, прекрасные новости.

СУ4. Повторение первого + еще 10 км. Самый длинный доп гонки, 30 км. Видимо, сказался и тот факт, что нам уже удалось вкатиться и то, что мы ехали его второй раз. В общем, я поехал чуть более отчаянно, что ли, но при этом надежно и аккуратно. По краям то и дело следы от предыдущих экипажей, активно борющихся со своими автомобилями за место на дороге. Всем сложно.

Результат: невероятно, но мы первые в классе, на 14 секунд опережая лидера зачета. Понятно конечно, что Миша приотпустил сколько-то, но результат греет душу. Что происходит сзади в классе – не понятно, мы едем вторыми после регруппинга.

Заключительный СУ5. Все тоже узкое Корено. Второй раз ехали очень здорово, получая невероятное удовольствие от езды и от результата, как в колее, среди сугробов невероятно точно скользит наш Саксик. Даже передачи практически не вылетали нигде, кроме сильных тычков. Вдруг вижу впереди едва заметную снежную пыль. Вот она все сильнее и отчетливее. Вот перед нами и автомобиль, который ее поднимает. Невероятное чувство досады испытываю в этот момент. Обогнать просто негде, да и не факт, что в пыли меня увидят в зеркала. Однако, стараюсь подъехать как можно ближе, в надежде, что произойдет чудо. Но нет, чудо не произошло. Треть допа, около 5 км мы ехали за субарой, которая не то что не разгонялась, но еще и при таком темпе зачем-то тормозила перед поворотами… Пропустил нас он только за несколько поворотов до финиша, где дорога стала снова широкой. В нашем случае, те 15-20 секунд, которые мы потеряли, не сильно бы приблизили ко второму итоговому месту, поэтому горечь не так сильна.

В итоге, второе место на СУ5 в классе, на 4,9 секунды медленнее лидера. И третье место в 1600Н с отставанием 1 минута 30 секуд от второго и 3 минуты 40 секунд от первого…

Вот и закончена гонка. Машина вторую секцию проехала без нареканий, не считая оторванного амортизатора.

Дальше было награждение, погрузка и тяжелая дорога домой. В понедельник всех ждали дела в Ярославле, поэтому выехали в ночь. Под утро, усталые, но довольные нашей маленькой победой, в основном над собой и нашими проблемами, мы вернулись домой.

About Дмитрий Фёдоров Fedorov

Дмитрий Фёдоров, кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту, пилот раллийного экипажа Фёдоров-Катунин